«Поезда. Дробью колёса»
До сих пор у меня сохранилась довольно странная привычка приходить вечером на вокзал и смотреть на приходящие поезда. Слушать стук колёс, наблюдать за приезжими и считать вагоны. Я искренне полагала, что так делаю только я. На самом деле в прошлом веке так поступала добрая половина вологжан.
Первый поезд в 1872 году пришёл в Вологду из Ярославля. Примерно в это же время был построен первый деревянный железнодорожный вокзал на улице Фроловской (сейчас Чехова, 40). Постройка нового каменного здания началась в 1896 году, а в 1898 было открыто новое железнодорожное сообщение с Архангельском. Практически сразу вокзал по концентрации товаров опередил вологодские речные пристани и стал новым толчком к бурному развитию экономики города. Главными предметами провоза по ярославской железной дороге были мука, сахар, спирт, керосин, масло, дичь, пух и другие северные товары.
Ежедневно по вечерам к вокзалу стекалась публика встречать проходившие поезда, что было одним из немногочисленных тогда общественных увеселений. Впрочем, вокзал оставался многолюдным и в дневное время.
Здание вокзала было украшено тогда трехцветными флагами, гербами |
3 июля 1899 года в Вологду прибыл Августейший путешественник великий князь Владимир Александрович. Здание вокзала было украшено тогда трехцветными флагами, гербами, гирляндами из зелени, экзотическими растениями, выписанными из столицы, и богато иллюминировано. Князя встречали дворяне, духовенство, ученики гимназии, депутации от мещанского и ремесленного обществ.
В левой части платформы и вокруг вокзала толпилась публика, восторженными кликами встретившая великокняжеский поезд. Его приветствовал и перезвон всех вологодских церквей, начатый мощным колоколом Спасо-Прилуцкого монастыря. На торжественном обеде в здании вокзала великий князь «милостиво соизволил выпить бокал шампанского за здоровье всех присутствующих». После двухчасовой стоянки великокняжеский поезд продолжил путь в Ярославль
В 1906 году в Вологду пришли поезда из Санкт-Петербурга, в 1907 движение было продолжено до Вятки. «Поезда,- замечал писатель Варлам Шаламов,- стали ходить чаще, расстояние от столицы до Вологды все уменьшалось». Здание вокзала постоянно расширялось и достраивалось. В 1907 году была проведена разбивка под телеграф. Работу на этой постройке вела «артель свободных каменщиков».
В декабре 1905 года вокзал стал местом забастовки и демонстрации вологодских железнодорожников. Вскоре в Вологду стали приходить поезда, в которых везли этапы каторжан и ссыльных. Новой вехой в истории вокзала стал рубеж 1917-1918 годов. В это время все поезда были забиты солдатами, возвращавшимися домой.
Помимо солдат, через вологодский вокзал прошло огромное количество беженцев, депортированных, эвакуированных, иностранцев, пробиравшихся на родину, и крестьян-мешочников. В апреле 1918 можно было в одно и то же время видеть дипломатические вагоны американского, французского и других посольств, разместившихся в Вологде и оснащенные пулеметами теплушки анархистов
Но постепенно большевикам удалось установить порядок на вокзале и железной дороге, и уже в 30-е годы вокзал стал приобретать современные очертания было достроено почтовое отделение, проведена реконструкция основного здания.
Застраивалась и противоположная сторона площади перед вокзалом. Там находилось здание гостиницы «Северная», в ресторане которой очень любили устраивать пирушки заезжие купцы.
Дышала запахом поездов и читала умные книжки Юлия ШУТОВА