В целом, данные палеографии дают основания считать, что святилище существовало в XIV-XVI веках, причем XV век определяется наиболее уверенно. С Тиуновским святилищем связывают ряд легенд.
От Новгорода до Зауралья учеными записан не один десяток былин о Василии Буслаеве и камне-алатыре, а Тиуновское святилище находится как раз в центре их распространения. Ученые считают, что былины создавались в XIV-XV веках, надписи святилища датируются тем же временем. Сюжет былин вкратце таков.
Разудалого новгородского молодца Василия Буслаева, странствующего со своими дружинниками по торговым делам, неудержимо тянет взглянуть на некий камень-алатырь и потом через него перепрыгнуть. Прыгать же надо обязательно поперек камня. Василий сначала прыгает как все, а затем вдоль, задевает правой ногой за камень, падает и убивается.
В былинах много неясных мест, появившихся, надо думать, за сотни лет постепенного их забывания и искажения. Почему Василия так тянет к камню-алатырю? Почему надо через него прыгать?
Одна из наиболее ранних былин повествует о том, что на некоем камне сидит и обращается к нему за помощью в рождении сына Буслав Сеславьевич будущий отец Василия. Явившаяся ему в этот момент «бабище матерая» предсказывает рождение сына. Обращение к культовым камням за помощью (в том числе за помощью в рождении детей) известно у многих народов мира.
В Вологодской области на реке Юг в местности Борок под святой сосной о камень с отпечатком ноги Богородицы еще в начале шестидесятых годов беременные женщины терлись животом, чтобы легче было рожать. Если предположить, что Василий Буслаев связан с камнем-алатырем по рождению, то становится ясно, почему он так к нему стремился о нем он знает от своих родителей.
Образ «бабищи матерой» также не случаен. Исторические источники доносят из глубин сведения о женщинах-жрицах. Скандинавские саги, повествуя о путешествиях викингов на северо-восток Европы, упоминают о жрицах языческих святилищ. Главная жрица во время ограбления викингами храма поднимает одного из них над головой и, бросив на камень, ломает ему хребет.
В восьмидесятые годы XVI века, когда Тиуновское святилище уже прекращает функционировать, Иван Грозный собирает для своих нужд в северных лесах шестьдесят кудесников и колдуний, причем, в основном, он имеет дело с женщинами, предсказывающими ему момент смерти. Прыжок через камень-алатырь так же, как и сиденье на нем, надо полагать, был ритуальным.
Но не только ритуальные прыжки сближают камни с Тиуновского святилища и из былины о Василии Буслаеве, есть и совпадения в их описании. Одинаков размер камней: «через него только топор подать». В старейших вариантах былины камень называется «морская пучина вокругом глаза».
Морской пучиной, судя по изображению корабля на куполе Тиуновского камня, представлялось небо, а «вокруг-глаза» это глаза богов, которых почитали в данном святилище. В былинах упоминается и о надписи на камне-алатыре, а на Тиуновском камне их четыре. Исходя из этого, мы можем предположить, что создатель и рассказчики былины о Василии Буслаеве опирались в творчестве на реалии своего времени.
При подготовке материала использована статья вологодского археолога Ивана Никитинского «ТИУНОВСКОЕ ЯЗЫЧЕСКОЕ СВЯТИЛИЩЕ»
Читала и изумлялась Юлия ШУТОВА