Портал Новости Каталог Недвижимость Работа Знакомства Адреса Дневники Погода Ленком паспорт→
 
  №49 11.09.2007
  ИСТОРИИ

Книжное дело на Севере Руси

Различные документы, письма, грамотки, челобитные и даже технические руководства, найденные на Севере, свидетельствуют о достаточно высоком уровне грамотности на Руси.

Грамотные люди обслуживали административно-деловую и религиозную сферы, вели торговые дела там, где требовались знания иностранных языков. Среди мужского населения города Вологды грамотность равнялась 13-15 процентам от числа жителей, а в Великом Устюге приближалась к 20 процентам.

Великий Устюг в XVII веке оказался средоточием торговых путей в Москву, в Сибирь и — через Архангельск — за границу, он имел торговые связи почти с 40 городами. В городе была канцелярия, в которой, кроме постоянных подьячих, у сыскного дела сидели по очереди грамотные люди из сел и городов, подчиненных великоустюгскому воеводе.

Читать и писать обучали по церковным книгам. Главные среди них — Апостол, Псалтирь, Триодь, Часослов

В таможенной избе брали пошлины с провозимых товаров. Доходам и с кабаков ведала кабацкая изба. На административной службе в Устюге в середине 17 века насчитывалось более ста человек. Для написания челобитных, порядных и других бумаг устюжане обращались к площадным подьячим, которых в 1667-1668 годах насчитывалось 53 человека.

Среди женщин грамотные встречались реже — прежде всего среди монахинь. Например, в Горицкий монастырь обычно ссылали богатых боярынь и дворянок, так что вполне естественно, что они обучали грамотности местных жителей.

Просвещение на севере России имело древние корни. Имена местных книжников стоят в начале списка просветителей XV-XVII веков. Это Стефан Пермский, создавший около 1375 года алфавит для коми-зырян; Кирилл Белозерский и Ефросин — авторы книг и организаторы книгописного дела в Кирилло-Белозерском монастыре; книгохранитель Спасо-Прилуцкого монастыря Арсений Высокий, осуществивший в 1584 году первое в истории библиографическое описание.

Инок Кирилло-Белозерского монастыря Герман Подольный (или Пустынник) уже в конце XV в. составил описание монастырских книг, благодаря которому мы имеем полное представление о составе этого богатейшего собрания. Герман Подольный вел активную письменну«полемику с Нилом Сорским — идейным вождем одного из религиозных течений XVI века.


Кирилло-Белозерский монастырь

Монастыри издавна служили оплотом грамотности на Руси. Установлено, что около Кирилло-Белозерского монастыря было училище по обучению грамоте, что читать и писать учили в деревнях близ Белого озера и Тотьмы. Хорошо было поставлено обучение в Ферапонтовом монастыре. Помещики отдавали своих детей для обучения сельским священникам.

Читать и писать обучали по церковным книгам. Главные среди них — Апостол, Псалтирь, Триодь, Часослов. Апостол содержал рассказы о чудесах, творимых апостолами — учениками Христа, а также их послания. Текст Псалтири составлял основу богослужения. Это сборник чтений для церковной службы, а также библейских песен и выборок из псалмов.

блок  1 2
9 страница  10 11
 
 
   
 

Журнал "Парк культуры и отдыха", свидетельство о регистрации ЭЛ №ФС 77-27160.
Все права на материалы, находящиеся на сайте park.region35.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
При любом использовании материалов сайта, гиперссылка вида «Парк культуры и отдыха» обязательна.
Информационная поддержка портал «Регион35.РУ» и ИА «Новости Вологодской области» (NEWSVO.RU)

Издатель журнала: портал «Регион35.РУ»
 
«Парк культуры и отдыха»