Книжное дело на Севере Руси
Различные документы, письма, грамотки, челобитные и даже технические руководства, найденные на Севере, свидетельствуют о достаточно высоком уровне грамотности на Руси.
Грамотные люди обслуживали административно-деловую и религиозную сферы, вели торговые дела там, где требовались знания иностранных языков. Среди мужского населения города Вологды грамотность равнялась 13-15 процентам от числа жителей, а в Великом Устюге приближалась к 20 процентам.
Великий Устюг в XVII веке оказался средоточием торговых путей в Москву, в Сибирь и через Архангельск за границу, он имел торговые связи почти с 40 городами. В городе была канцелярия, в которой, кроме постоянных подьячих, у сыскного дела сидели по очереди грамотные люди из сел и городов, подчиненных великоустюгскому воеводе.
Читать и писать обучали по церковным книгам. Главные среди них Апостол, Псалтирь, Триодь, Часослов |
В таможенной избе брали пошлины с провозимых товаров. Доходам и с кабаков ведала кабацкая изба. На административной службе в Устюге в середине 17 века насчитывалось более ста человек. Для написания челобитных, порядных и других бумаг устюжане обращались к площадным подьячим, которых в 1667-1668 годах насчитывалось 53 человека.
Среди женщин грамотные встречались реже прежде всего среди монахинь. Например, в Горицкий монастырь обычно ссылали богатых боярынь и дворянок, так что вполне естественно, что они обучали грамотности местных жителей.
Просвещение на севере России имело древние корни. Имена местных книжников стоят в начале списка просветителей XV-XVII веков. Это Стефан Пермский, создавший около 1375 года алфавит для коми-зырян; Кирилл Белозерский и Ефросин авторы книг и организаторы книгописного дела в Кирилло-Белозерском монастыре; книгохранитель Спасо-Прилуцкого монастыря Арсений Высокий, осуществивший в 1584 году первое в истории библиографическое описание.
Инок Кирилло-Белозерского монастыря Герман Подольный (или Пустынник) уже в конце XV в. составил описание монастырских книг, благодаря которому мы имеем полное представление о составе этого богатейшего собрания. Герман Подольный вел активную письменну«полемику с Нилом Сорским идейным вождем одного из религиозных течений XVI века.
Кирилло-Белозерский монастырь |
Монастыри издавна служили оплотом грамотности на Руси. Установлено, что около Кирилло-Белозерского монастыря было училище по обучению грамоте, что читать и писать учили в деревнях близ Белого озера и Тотьмы. Хорошо было поставлено обучение в Ферапонтовом монастыре. Помещики отдавали своих детей для обучения сельским священникам.
Читать и писать обучали по церковным книгам. Главные среди них Апостол, Псалтирь, Триодь, Часослов. Апостол содержал рассказы о чудесах, творимых апостолами учениками Христа, а также их послания. Текст Псалтири составлял основу богослужения. Это сборник чтений для церковной службы, а также библейских песен и выборок из псалмов.