Белые кораблики
В 1780 году в Вологде имелась купеческая судоходная пристань. Сюда привозили товары из многих русских городов и отправляли их водою в Архангельский порт, а из Архангельска везли иностранные товары, которые шли внутрь страны.
Вологодские купцы имели торговые конторы в Голландии, Англии, Гамбурге, Любеке. Торговали в Архангельске, в Сибири, на Камчатке Плавали на своих судах по Восточному морю к Алеутским островам и берегам Америки.
Знатным торговым гостем в XVII веке был вологжанин Гаврила Фетиев. Он вел торговлю не только с западными государствами Англией, Голландией, Германией, но и со странами востока Персией, Индией, Китаем. Торговые люди Фетиева доставляли на дощаниках из Вологды в Архангельск на ярмарку товары, которые продавались иностранным купцам.
были построены деревянная плотина и шлюз "Знаменитый" |
У иностранных купцов покупали жемчуг, золотые и серебряные изделия, сукна, парчу, чистокровных лошадей, лебедей, попугаев, канареек Товары эти доставлялись для продажи в Вологду и Москву.
В Вологде Фетиев вел торговлю свечами, воском, ладаном и другими товарами. Держал лавки в соляном ряду и у таможни, место в суконном ряду. Фетиев имел конный и кожевенный заводы, держал большие огороды и выращивал овощи.
С развитием морского порта в Петербурге определилась необходимость устройства водного пути из бассейна Кубенского озера и Сухоны в бассейн реки Шексны для доставки товаров и леса водным путем в Петербург.
С этой целью в 1825 году было начато и через три года закончено строительство канала протяженностью около семидесяти километров. Канал соединил реку Порозобицу, впадающую в Кубенское озеро, с рекой Шексной. Канал был назван именем герцога Виртембергского.
Несколько позднее для регулирования уровня воды в Кубенском озере на реке Сухоне, в восьми километрах от озера, были построены деревянная плотина и шлюз «Знаменитый». С постройкой канала и шлюза суда могли свободно идти из Вологды и Тотьмы не только в Архангельск, но и в Петербург.
6 августа 1843 года был открыт Белозерский обходный водный канал. Он соединил реку Шексну с рекой Ковжей, в обход южной части Белого озера, и создал безопасные условия для судоходства. Одновременно в Белозерске была устроена гавань вместимостью до 300 судов.
Постройка этих каналов имела большое значение для жизни Вологды. В числе грузов, поступавших сюда, были сахар, сахарный песок, соль, патока, вина, алебастр, обработанная щетина, строевой лес, дрова Из Вологды на судах отправлялись льняное семя, коровье масло, яйца, мука-крупчатка, холст и казенные грузы: медь, свинец, щетина, лен, пакля, овес, горох, пшено.
В 1866 году в самой Вологде было три парохода. «Феодосий» ходил по Кубенскому озеру и Сухоне от Вологды до Тотьмы и Великого Устюга, перевозил пассажиров и грузы. Пароход «Вологда» до Великого Устюга. Пароход «Магнит» до Тотьмы, а главным образом работал на пригородной линии Вологда село Прилуки. Здесь он за навигацию перевозил 1500 пассажиров.
В 1913 году суда Северного пароходного общества ежедневно отходили от пристани Вологда на Устье Кубенское, Тотьму, Великий Устюг, Котлас и Архангельск. От пристани Великий Устюг на Котлас, Сольвычегодск, Яренск, Усть-Сысольок, Усть-Кулом. Пароходное сообщение между Великим Устюгом и Никольском по реке Юг поддерживалось до спада воды.
Пристань Северного пароходства находилась на Московской улице, где сейчас речной вокзал. У Красного моста были и другие пароходные пристани.
О белых корабликах Юлия ШУТОВА