Соперники Парижа, или зачем официанту башмак
 В большинстве путеводителей про  бельгийские города Гент и Брюгге написано совсем немного – гораздо меньше, чем  следовало бы. Впрочем, есть книга, которая возместит вам недостаток информации  - это "Легенда об Уленшпигеле" Шарля де Костера. Если подсчитать,  какой из городов, - Гент или Брюгге, - упоминается в "Легенде…" чаще,  то победу со счетом 40:34 придется отдать Генту. Пожалуй, Гент можно считать  одним из героев книги – наряду с Уленшпигелем, Ламме, герцогом Анжуйским или  императором Карлом V. Не верите – перечитайте двадцать восьмую главу.
В большинстве путеводителей про  бельгийские города Гент и Брюгге написано совсем немного – гораздо меньше, чем  следовало бы. Впрочем, есть книга, которая возместит вам недостаток информации  - это "Легенда об Уленшпигеле" Шарля де Костера. Если подсчитать,  какой из городов, - Гент или Брюгге, - упоминается в "Легенде…" чаще,  то победу со счетом 40:34 придется отдать Генту. Пожалуй, Гент можно считать  одним из героев книги – наряду с Уленшпигелем, Ламме, герцогом Анжуйским или  императором Карлом V. Не верите – перечитайте двадцать восьмую главу.
Соперничеству Гента и Брюгге двенадцать веков, - эти века вместили и небывалое могущество, и упадок, и постепенное, трудное возрождение к новой жизни. Сначала были две крепости, построенные феодалами для защиты своих земель от викингов.
| Вокруг крепостей стали селиться ремесленники и торговцы. | 
Появились церкви и рынки – и выросли города. Успешнее всего дела пошли у горожан, занимавшихся ткацким ремеслом и продажей тканей. Вскоре слава фламандских тканей и кружев гремела по всей Европе– в городах трудились сотни ткачей и красильщиков, по рекам караванами шли торговые суда, в порту не смолкала иноземная речь.
В XIII веке фламандские города состязались в красоте с королевским Парижем. Да и по величине они не намного уступали 80-тысячной в то время столице - в Брюгге и Генте жило 50 тысяч человек. Богатым купцам и ремесленникам было что терять – и для защиты своих интересов они стали объединяться в гильдии. Гильдии разрешали торговые споры, заботились о своих членах, помогали нуждающимся и больным – присоединяться к ним было выгодно. В конце концов, одиночкам стало не по силам конкурировать с гильдиями, и гильдии получили полный контроль над торговлей и производством товаров, а значит и над всей жизнью городов. Внутри гильдий возникла новая знать – патриции, и эта знать стала добиваться прав и свобод у знати старой, дворянской. У патрициев были деньги, и немалые. У дворян было право даровать вольности, а вот с деньгами постоянно возникали проблемы – роскошная жизнь обходилась недешево. Решение напрашивалось само собой - почему бы не уступить соседнему городу немного вольностей за хорошую плату?
 Впрочем, в пирах и походах деньги кончались быстро – и вновь оказавшись без  средств, сеньор легко мог решить, что продешевил, и попытаться силой отнять  часть дарованных вольностей обратно, позвав на подмогу других знатных рыцарей.  Помощники среди соседей всегда находились – в богатых городах было чем  поживиться. Поэтому воевать городам приходилось не меньше, чем торговать, и  неспроста славились они не только своими церквями, но и “драгоценным поясом” –  крепостной стеной с башнями. А еще колоколом, который звал горожан к обороне от  жадных соседей. Звон колокола был свободным голосом города, потеря колокола  считалась тяжким унижением. На долю Гента такое унижение выпало – он лишился  знаменитого “Роланда”. По легенде именно эта потеря стала для города началом  конца, - однако не случись этого, может быть, и не был бы Гент прославлен  Шарлем де Костером в той самой 28 главе "Уленшпигеля"…
Впрочем, в пирах и походах деньги кончались быстро – и вновь оказавшись без  средств, сеньор легко мог решить, что продешевил, и попытаться силой отнять  часть дарованных вольностей обратно, позвав на подмогу других знатных рыцарей.  Помощники среди соседей всегда находились – в богатых городах было чем  поживиться. Поэтому воевать городам приходилось не меньше, чем торговать, и  неспроста славились они не только своими церквями, но и “драгоценным поясом” –  крепостной стеной с башнями. А еще колоколом, который звал горожан к обороне от  жадных соседей. Звон колокола был свободным голосом города, потеря колокола  считалась тяжким унижением. На долю Гента такое унижение выпало – он лишился  знаменитого “Роланда”. По легенде именно эта потеря стала для города началом  конца, - однако не случись этого, может быть, и не был бы Гент прославлен  Шарлем де Костером в той самой 28 главе "Уленшпигеля"…
Что же случилось на самом деле, что положило конец могуществу Гента и Брюгге? Пожалуй, трагическое стечение исторических обстоятельств. Когда в 14 веке во Фландрии начались массовые крестьянские восстания, бедные городские ткачи поддержали крестьян, поскольку сами были выходцами из деревни, пришедшими в города в надежде на лучшую жизнь. Восстания нанесли ткацкой промышленности первый серьезный удар – в охваченных смутой городах ткать стало некому, а сотканное невозможно было продать. Подавление восстаний стало вторым ударом. Многим ткачам грозила казнь, и выход у них был один – бежать из страны. Ткачи бежали, увозя с собой секреты своего ремесла и даже станки. Их приняла Англия, давно мечтавшая перестать быть только поставщиком шерсти и отвоевать рынок тканей у Фландрии. Мечта сбылась – Англия построила мощную ткацкую промышленность и победила. Фландрия, разоренная смутой, не смогла ничего противопоставить конкурентам - а тут еще и чума довершила дело. Могущественные некогда фламандские города опустели. Закат Брюгге - покинутые дома, занесенные песком каналы, эхо церковного колокола в опустевших улицах, - опишет в 19 веке в своей книге бельгийский поэт-символист Роденбах. Можно считать, что благодаря Роденбаху литературный счет городов в конце концов сравняется…
Между тем время шло, и новым шансом для Гента стала промышленная революция – в 18 веке город вернул себе важную роль, теперь уже как центр фабричного производства. Брюгге же все больше превращался в город- призрак. Казалось, соперничество городов завершится победой Гента, - но история опять предпочла смешать карты.
Люди стали путешествовать
| У городов появилась новая статья доходов – туризм. | 
 Редкий город мог предложить туристам то, что  предложил Брюгге – ведь с 16 века город практически не перестраивался.  Сохранились каналы с горбатыми мостиками, легкие как кружево башни, островерхие  крыши, глядящие в теплое голубое небо множеством слуховых окошек, пряничные  домики, вырастающие прямо из воды, чтобы к двери можно было причалить на лодке.  Чтобы увидеть все это, в город тысячами устремились туристы.
Редкий город мог предложить туристам то, что  предложил Брюгге – ведь с 16 века город практически не перестраивался.  Сохранились каналы с горбатыми мостиками, легкие как кружево башни, островерхие  крыши, глядящие в теплое голубое небо множеством слуховых окошек, пряничные  домики, вырастающие прямо из воды, чтобы к двери можно было причалить на лодке.  Чтобы увидеть все это, в город тысячами устремились туристы. 
Генту на торт момент нечем было ответить Брюгге. В свое время фабрики спасли Гент от запустения, но теперь сажа и копоть из фабричных труб толстым слоем покрывала сохранившиеся кварталы старого города и медленно их разрушала. Нужно было срочно исправлять положение – и горожане его исправили, проведя в 80-х годах прошлого века огромную работу по реставрации исторического центра.
Теперь Гент и Брюгге соперничают на равных. Они очень разные – среди моих знакомых нет единого мнения насчет того, какой из городов лучше.
 Брюгге похож на огромный пряничный домик, даже на целый пряничный город с  разноцветными фасадами вокруг площадей. Но красота Брюгге – как у причудливой  перламутровой раковины на морском берегу. Глядя на нее, можно представлять  себе, как когда-то она была чьим-то домом, - но теперь осталась только изящная  оболочка, а внутри никого. 
  Гент же очень живой, жизнь в нем чувствуется повсюду – в трамваях, бойко  спешащих мимо суровых готических башен, в силуэте велосипедиста на горбатом  мосту, в ярких витринах магазинов, приготовившихся встречать лето несмотря на  холод и тучи, в уличных кафе вдоль каналов, к которым наклоняются резными  каменными фасадами средневековые дома гильдий – дом вольных перевозчиков, дом  хлеботорговцев и дом каменщиков.
Если будете в Генте, обязательно попросите показать вам дорогу к Дулле Грит. Дулле Грит - в переводе – Безумная Маргарита - это огромная старинная пушка. Но вам нужна не она, а названная в ее честь и находящаяся неподалеку таверна, где подают лучшие сорта местного пива. Знаменита таверна тем, как тут поступают с заказавшими пиво «kwak». Выдав полуметровый стакан с пивом,
| официант потребует взамен… ваш башмак | 
 Башмак  поместят в корзину и поднимут на веревке под потолок. Там он и будет пребывать  в компании башмаков других клиентов заведения, пока вы будете пить свое пиво.  Единственный способ вызволить пленника – допить до конца. А все потому, что «kwak»  -  это не только удовольствие для того,  кто пьет, но и развлечение для того, кто смотрит. Всегда есть интрига –  обольетесь вы пивом, или справитесь с хитрой конструкцией стакана. Самое  сложное – допить остатки из его круглой части. Если же не допивать до конца, то  интрига исчезает. Если конечно ваш ботинок в этот момент не покачивается  беспомощно под потолком…
Башмак  поместят в корзину и поднимут на веревке под потолок. Там он и будет пребывать  в компании башмаков других клиентов заведения, пока вы будете пить свое пиво.  Единственный способ вызволить пленника – допить до конца. А все потому, что «kwak»  -  это не только удовольствие для того,  кто пьет, но и развлечение для того, кто смотрит. Всегда есть интрига –  обольетесь вы пивом, или справитесь с хитрой конструкцией стакана. Самое  сложное – допить остатки из его круглой части. Если же не допивать до конца, то  интрига исчезает. Если конечно ваш ботинок в этот момент не покачивается  беспомощно под потолком…
Александра КАРЕЛИНА


