Неправильный четырехугольник высоких каменных стен вокруг «архиерейского дворища» с четырехгранными башнями был возведен в 1671 1675 годах по всем правилам строительства оборонных сооружений XVII века. Даже сейчас (особенно со стороны Кремлевской площади) ограда кажется мощной крепостной стеной. Но ей не пришлось играть роль оборонительного сооружения Вологде, далекой от границ Московского государства, к тому времени уже не грозили нападения зарубежных врагов.
Причиной, побудившей епископа Симона воздвигнуть мощную стену вокруг архиерейского подворья, была, как нам кажется, крестьянская война под предводительством Степана Разина (1667 1671 гг.), отголоски которой докатились и до далекой Вологды. Время для строительства грандиозного сооружения было благоприятное. Вследствие народного бедствия, сильнейшего голода 1671 1672 годов, Симон располагал почти даровой рабочей силой.
С внутренней стороны к стене лепились различные службы огромного феодального хозяйства архиерейского двора каретники, дровяники, конюшни, кузницы, сараи, свечная мастерская и лавка, бани, хлебные амбары, склады Верхние ярусы некоторых башен служили сеновалами. Большой каменный корпус, примыкающий к Воскресенскому собору, налево от современного главного входа во двор, частично был жилым. Здесь первоначально помещалась учрежденная в 1730 году славяно-латинская школа (семинария), где было всего 20 учеников. Она занимала во втором этаже три палаты, разделенные сенями.
Эффектным завершением комплекса архиерейского дома явились пышные палаты, построенные по заказу епископа Иосифа, прозванного «Золотым». О времени их сооружения свидетельствует латинская надпись во фризе на главном фасаде: «Начата постройка сего дома я 1764 году, при помощи свыше освящающей благодати святого духа окончена в 1769 году».
Снаружи здание за всё время существования почти не подвергалось переделкам, но выступающая лестничная клетка является пристройкой середины 90-х годов XVIII века. Первоначально здесь был проезд под зданием. На южном фасаде арка проезда сохранилась.
В высоких залах второго этажа бывших парадных покоев, где в настоящее время развернута экспозиция музея, сохранилась часть художественно оформленных печей. Очень нарядна печь начала XVIII века с двумя поясами балясинок, облицованная цветными изразцами с изображением на них стилизованных букетов цветов.
«Ассортимент» такого типа изразцов был настолько велик, что в облицовке отдельной печи изразцы с одинаковым рисунком почти не встречаются. В богатых жилых домах такие картинки в свое время играли роль детских книжек с картинками ими любовались в долгие зимние вечера, по этим надписям дети учились читать, молодежь гадала.
Всё это можно увидеть, если сходить на экскурсию в кремлёвский музей. Счастливого отдыха!
Сдувал вековую пыль Артём Кол