Портал Новости Каталог Недвижимость Работа Знакомства Адреса Дневники Погода Ленком паспорт→
 
  №26 02.04.2007
  ИСТОРИИ

Дума задумалась

До 1899 года вологжане потребляли воду из реки Вологды. В отдалённые же от реки районы, вода подвозилась на лошадях в специальных бочках. Однако в черте города река была сильно загрязнена: в нее сливались нечистоты из выгребных ям, сваливался мусор. Исследования воды, проведенные докторами Снятковским и Мальчевским в конце прошлого века, показали наличие в воде хлора, аммиака и органических остатков.

Вода в реке Вологде была грязнее, чем в Неве, Днепре, Сене и Темзе. поэтому городская дума решила строить водопровод. В 1895 году было ассигновано 2400 рублей на изыскательские работы. При составлении проекта инженером М. И. Алтуховым рассматривались 3 варианта забора воды: первый — из рек Тошни, Вологды и Шограша, второй — из ключей и третий — из артезианских колодцев.

По мнению инженера Н. Зимина, наиболее экономически выгодным и экологически чистым являлся третий вариант, так как прокладка водопроводных труб от реки Тошни была слишком дорогой, воды рек Вологды и Шограша были сильно загрязнены, а вода из ключей около Богородского кладбища признана непригодной для питья.

В Вологде было три артезианских скважины: при заводе Первушина, при заводе Волкова и на железнодорожной станции. В декабре 1898 года вода из скважин была обследована в лаборатории гигиенического института Московского университета и признана пригодной для питья.

Для постройки водопровода на основе артезианской воды городская управа выделила место на берегу реки Вологды рядом с Архангельским мостом. На этом месте в 1898- 1899 годах было возведено здание водонапорной башни (сохранилось до сих пор). Строительство осуществляла фирма «Общество механических заводов братьев Бромлей».

22 июня 1898 года после испытаний гидравлическим прессом первый участок уложенных и спаянных труб на Кирилловской, Московской улицах и на Сенной площади был принят. Укладка же всей уличной сети первой очереди по проекту Алтухова закончилась к осени 1898 года. Длина ее составила 10,5 верст. Подача воды потребителям началась 2 января 1899 года первоначально при помощи временного керосинового двигателя в одну водоразборную будку около Мяснорядского моста. С 14 апреля заработали насосы машинной станции, и подача воды стала осуществляться в 4, а с 12 мая — в 8 будок.

Строительство водопровода обошлось городу в 162 553 рубля. Средства для этого городская управа получила путем выпуска облигационного займа. Кроме того, большие средства пожертвовали вологодские купцы, например, Ф. А. Варакин, завещавший «на водопроводные нужды» 5000 рублей.

Мощность городского водопровода постоянно увеличивалась. К 1913 году его протяженность составляла 15 километров, суточная мощность достигла 600 кубических метров, а общее годовое потребление — 216 000 кубометров воды. Непосредственно станцию обслуживали в этот период 18 рабочих и служащих, 10 человек состояли при водоразборных колонках. Контроль за работой механизмов осуществлял инженер К. Ф. Цех.

блок  1 2
9 страница  10 11
 
 
   
 

Журнал "Парк культуры и отдыха", свидетельство о регистрации ЭЛ №ФС 77-27160.
Все права на материалы, находящиеся на сайте park.region35.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
При любом использовании материалов сайта, гиперссылка вида «Парк культуры и отдыха» обязательна.
Информационная поддержка портал «Регион35.РУ» и ИА «Новости Вологодской области» (NEWSVO.RU)

Издатель журнала: портал «Регион35.РУ»
 
«Парк культуры и отдыха»