На пряник клали конфеты, которыми угощали подружек невесты, а разрезался он в тот момент, когда молодые собирались пойти к венцу. Середину преподносили невесте, а оставшуюся часть раздавали гостям по старшинству. Из праздничных напитков вологжане предпочитали брагу, пиво и мед, которые варили сами к семейным и храмовым праздникам. Употребляли и наливки (из черемухи, малины и пр.).
В 1820-х годах в Вологде было чуть не единственное трактирное заведение Архарова, захаживать в которое считалось зазорным. Но со второй половины XIX века число трактиров, ресторанов, чайных, которые предлагали посетителям разнообразное меню на любой вкус и кошелек, увеличивается. Правда, посещение такого рода заведений женщинами и молодежью считалось предосудительным и осуждалось общественным мнением.
В начале XIX века многие вологжане сохраняли приверженность к традиционной одежде «старинному русскому платью». На улицах города можно было встретить женщин преклонного возраста, носивших юбки, душегреи, на голове платок, а сверху шапку с собольим или куньим мехом на околыше. Дома женщины надевали кокошник с повязкою.
Это был костюм их молодости.
Небогатые горожане-мужчины в то время по будним дням обувались преимущественно в лапти, а в праздничные дни в коты (короткие суконные или войлочные сапожки) с красной оторочкою. Зимой носили черные или красные тулупы, покрытые цветным сукном, с широкой бобровой опушкой. Обязательной принадлежностью костюма были кушаки из крученого шелка с кистями. На руки надевали замшевые рукавицы. Любопытно, что снимать верхнюю одежду в гостях не полагалось. Даже за обедом гости оставались в тулупе и кушаке, снимая лишь шапку.
Традиционная русская одежда дольше сохранялась в среде купцов, мещан и крестьян, поселившихся в городе. Постепенно распространялся среди вологжан европейский костюм, правда, как всегда, с опозданием. В среде местных помещиков, чиновников и части богатого купечества он часто имел налет провинциальности, что выражалось в подборе ткани, сочетании деталей, покрое одежды. Костюмы и платья шили в основном местные портные по образцам или модным журналам.
Что касается обмена новостями, то здесь всё тоже было достаточно традиционно: основными местами общения были рынок и церковные паперти. В первой половине XIX века большинство вологжан газет не читало, политикой не интересовалось. Недостаток правдивой информации и живые фольклорные традиции были причиной особой популярности у горожан досужих рассуждений о разбойниках и грабителях. Вообще вологжане издревле недоверчиво относились ко всякого рода новшествам.
Городская праздничная культура Вологды во многом находилась под влиянием народных традиций. Наряду с общероссийскими, в Вологде существовали также местные праздники и общественные гулянья, истоки которых уходят в далекое прошлое, однако сведения о них отрывочны. Престольные храмовые праздники отмечались всем приходом той или иной церкви. Официальные торжества включат в себя крестный ход, который совершали после литургии.
Одним из самых древних местных общегородских праздников в Вологде до середины XIX века были гулянья под Красными качелями, которые проходили на Парадной плошали 24 и 25 мая, в последние дни перед Петровым постом.