Популярны были и домашние маскарады. Ими увлекались представители разных групп и сословий, но особое предпочтение этому веселью отдавали мелкие чиновники и учащаяся молодежь. Первые два дня Рождества вечеров не устраивали. По обычаю в эти дни полагалось наносить визиты. Ряженые из простонародья развлекали на улице прохожих. На третий день, часов с восьми вечера в разных частях города можно было видеть ярко освещенные окна домов, из которых неслись звуки музыки, веселый людской говор и смех. Это чиновники, купцы, служащие и молодежь устраивали вечеринки.
Во избежание недоразумений, в «щепетильных домах» для масок придумывали пароль. Он заранее сообщатся знакомым, чтобы они могли беспрепятственно попасть на вечер. Признаком «порядочности» масок служили перчатки, без которых людей в масках не пускали в дом. Самыми популярными мужскими костюмами были простого крестьянина, Гамлета, Мефистофеля, еврея, турка, старинный польский, клоуна, домино, капуцина, гусарский и пр.
Между дамскими костюмами преобладали: домино, цыганский, польский, чертенка, день и ночь, зимы, феи и Офелии. Во второй половине XIX века популярность святочных маскарадов падает, однако среди взрослых традиции «ряженья» сохранились до запрета рождественских елок в 1928-1929 годах. Молодежь ходила по улицам в причудливых костюмах. Наряжались «барынями», «покойниками», «баранами» (в шубах, вывернутых наизнанку). Часто для костюмов использовали старинные кушаки, жилеты, фуражки, платья.
Значительным общественным событием в Вологде была ежегодная январская ярмарка. Центром ее являлся принадлежащий городу Ярмарочный дом на Гостинодворской улице (ныне улица Мира, 4), что отличало Вологду от других городов. Вдоль улицы ставили балаганы. Молодежь, особенно семинаристы, находили здесь множество развлечений. Одним из любимых и доступных по цене было «созерцание панорам разных местностей».
За 20 копеек можно было также купить лубочные картинки с изображением пейзажей, генералов, нарядных кавалеристов и пр. В начале XX века ярмарка превратилась в место народного увеселения и утратила свое былое экономическое значение. Заезжие труппы ставили спектакли. Здесь же размешались карусели, балаганы, играли шарманки, шла торговля. Большим спросом у покупателей пользовались финики, пряники разных сортов, халва, горячие пышки и др. На время ярмарки из окрестных уездных городков и сел священники привозили в Вологду своих дочерей «на выданье». Семинаристы приходили в Ярмарочный дом любоваться на невест.
Совместные вечеринки семинаристов старших классов и девушек дочерей священников, приехавших в город, проводились обычно в доме одной из девушек-горожанок. Если родители не возражали потерпеть бессонную ночь, приглашение получали несколько пар (до десяти). Угощение не предусматривалось, за исключением дешевых конфет для девушек. Приглашали музыканта скрипача или гитариста из своих же товарищей, за небольшую плату. В моде в то время были как народные песни, так и городские романсы.
Любимым местом проведения общегородских народных праздников и досуга горожан была река Вологда. Зимой на льду иногда устраивали конные бега «ристалища». В конце XIX века в моду вошло катание на коньках появились катки на реке. Традиционной составляющей масленичного гулянья были горки, которые затевались на крутых берегах реки или возводились из досок.