Одна из привлекательных церквей Вологды — церковь Иоанна Златоуста, или, как ее иначе называют, Жен Мироносиц, конца XVII века (Набережная VI Армии, д. 105/1). Асимметричная композиция и живописное расположение объемов напоминают уже знакомую нам церковь Константина и Елены в Верхнем посаде. Крупный, высокий четверик храма, увенчанный широко расставленными главами, играет важную роль в панораме Заречья.
С востока и запада композицию дополняют алтарь и паперть, а с северо-западной стороны поставлена монументальная шатровая колокольня. Декоративное оформление церкви, довольно скупое по сравнению с другими памятниками этого времени, ограничено лопатками на углах, полуциркульными закомарами и наличниками скилевидными фронтонами над окнами. Более нарядно выглядит колокольня с открытыми арками звона и маленькими слухами на шатре, расположенными в шахматном порядке.
Низкий берег реки Вологды в прежние времена при разливе весной заносился илом. Старое именование такого места — «наволок» — сохранилось в названии двух церквей Дмитрия Прилуцкого на Наволоке. По преданию, известный церковный деятель Дмитрий Прилуцкий бывал в доме, который стоял ранее на этом месте.
После его канонизации здесь в XVII-XVIII веках построили храмы. Поставленные рядом разномасштабные постройки с множеством небольших главок образуют несколько дробный ансамбль. Самое древнее сооружение — холодная церковь Дмитрия Прилуцкого, возведенная около 1651 года ярославскими мастерами.
Она представляет собой куб с пятью немного мелковатыми для него главами. Довольно лаконично обработанные фасады завершены полукруглыми закомарами, под которыми проходит карниз с поясом ширинок. Откосы строгих оконных проемов 6eз наличников выявляют толщу стен. Паперть и лестница с западной стороны пристроены в 1781 году.
Теплая церковь Успения, построенная к северу от холодной в 1710-1711 годах, имеет более скромный облик. Вытянутое в продольном направлении здание заканчивается с востока двумя апсидами. Главка церкви покоится на двух уменьшающихся по размерам кверху восьмериках; нижний, более нарядный, украшен маленькими пилястрами с филенками, кишками и поясом из ступенчатых кронштейнов.
Храм почти не виден с набережной, поскольку его закрывает примыкающая с запада высокая колокольня начала XVIII века, играющая в ансамбле роль своеобразного вертикального акцента. На нижний ярус поставлен четверик, который несет восьмигранник звона. Ярусное завершение повторяет формы восьмериков Успенской церкви, увенчанных главкой. Двойные пилястры колокольни па углах и затейливо изогнутые сандрики над окнами нижнего яруса весьма характерны для стиля барокко.
В непосредственной близости от церковного ансамбля расположились несколько особняков, которыми владели представители зажиточного купечества. В 1780-х годах был построен дом Масленникова (д. 127). Тип дома характерен для столичной архитектуры середины XVIII века: центральная часть небольшого одноэтажного здания на подклете выделена мезонином. Интересно декоративное убранство фасада: наиболее выразительны изысканные гирлянды в карнизе и круглые филенки на пилястрах, массивный руст подклета и угловых частей. Наружная лестница, ведущая со двора прямо в верхний этаж, типична для жилых построек Вологды этого времени.