А мне еще в Чили
Сантьяго
В чилийских гостиницах нельзя курить. По крайней мере, везде, где я останавливался, предлагалось подымить на улице. Швейцар, стараясь, чтобы никто его не застал за неблагопристойным занятием, кидает газеты на мостовую, чтобы прикрыть утреннюю кучу перед входом в отель.
В Сантьяго почти все улицы односторонние. На домах нет уличных указателей, зато на каждом перекрестке есть столб с названием улицы, номерами домов и указанием направления движения. Впрочем, архитектура в городе невыразительная. Зато везде понатыканы памятники (преимущественно — бюсты в скверах). Некоторые места напоминают милые европейские уголки.
Главная городская проблема — автобусы. Покойный Пиночет в свое время сделал на них отдельную ставку. Ради них он даже разобрал все железные дороги, включая трамвайные пути, от которых до сих пор в некоторых местах Сантьяго остались рельсы пунктиром. Автобусов развелось столько, что на всех основных улицах им отводится ровно половина дороги. Две полосы — автомобилям, две полосы — автобусам. Разделитель высотой с бордюрный камень.
По этим выделенным полосам ездят и такси, но автобусов тут просто нереально много. Причем водят они так же нагло и безобразно, как у нас — водители "Волг". И еще я никогда не видел, чтобы автобус проезжал на полной скорости на красный. Тут это в порядке вещей. Ждущий на остановке человек должен поднять руку, чтобы нужный ему маршрут остановился, иначе мимо проедет. Метро здесь удобное, чистое и быстрое, но им по привычке пользуются меньше, чем автобусами.
Сантьяго расположен среди холмов, препятствующих проветриванию автобусного угара, поэтому в центре живут те, кому не хватило денег переехать в богатые продуваемые районы. Над городом возвышается богоматерь с лесенкой на спине.
Север Чили
Самолет приземляется в городе Каспана, который интересен только медным месторождением. Дома похожи на бытовки строителей, перед въездом в город установлен монумент из добытого материала. Путешественники здесь не задерживаются, потому что даже нормального ресторана никто не потрудился организовать.
Вот, например, в деревне Сан-Франциско-де-Чиу-Чиу уже можно перекусить, потому что сюда доезжают туристы.
По всей стране — огромное количество бездомных собак, которые ленивы и беззлобны. Не меньше тут и бездомных машин, оставленных на месте последней парковки много лет назад.
На месте автокатастрофы всегда ставят крест. Кресты иногда попадаются в таких плоских и безлюдных местах, что не устаешь удивляться изобретательности «желающего» погибнуть за рулем.
Дороги, кстати, по всей стране весьма неплохие. При этом даже в самой пустынной пустыне, на самом крутом серпантине посреди безлюдной горы — дорожные знаки. Их тут очень-очень много, чилийцы любят порядок. Я насобирал целую коллекцию автомобилей, встречаемых на знаках "крутой спуск" и "крутой подъем", среди них - жукообразные, сомбреровидные и зубилоподобные.
У местных жителей три главных строительно-декоративных материала. Первый — это камень,второй — старые автомобильные покрышки, третий — металлические листы, добытые путем разгибания бочек с горючим.