По Набережной
Осматривая Софийский собор, вологжане и гости города, конечно, не могли не увидеть противоположного берега реки Вологды — Набережную VI Армии. Это, пожалуй, самое живописное место в городе. Здесь наиболее ярко проявляется столь характерное для старой Вологды сочетание сельского и городского пейзажа.
Красивы берега, поросшие зеленью, с разбросанными лодками, спокойно текущая река, в которой отражаются храмы и колокольни. Небольшие дома, поставленные вдоль реки, и возвышающиеся между ними стройные церкви образуют целостный и гармоничный ансамбль.
Застройка Заречья каменными зданиями началась во второй половине XVII века, и на протяжении этого и последующего столетий строительные работы велись довольно оживленно. И так, прогуляемся поНабережной…
Дом № 63 по Набережной VI Армии, известный как Скулябинская богадельня, построен в 1780-х годах Это большое по размерам двухэтажное здание в стиле классицизма — одно из наиболее примечательных в Вологде. Монументальность объема подчеркнута ризалитом главного фасада: на мощный рустованный выступ с аркой в цокольном этаже поставлены приземистые колонны, которые несут тяжеловесный фронтон. Очень нарядны разнообразной формы наличники окон во втором этаже с тонким рисунком лепных деталей.
Одна из привлекательных церквей Вологды — церковь Иоанна Златоуста |
Церковь Сретения на Набережной построена в 1731-1735 годах. В своей композиции архитектура храма тяготеет к концу XVII века, но в его светском внешнем облике прослеживаются веяния нового времени. Замечательно декоративное убранство фасадов, не имеющее аналогий в вологодском зодчестве. Основными элементами декора являются полихромные изразцы, использованные в карнизе, пилястрах и наличниках. Затейливый рельефный орнамент керамических плиток в сочетании с причудливой формой разрезных фронтонов придает храму необычайно нарядный вид.
По соседству с церковью расположено необычайно нарядное по своему декору двухэтажное здание (дом 87), построенное в 1777 году в стиле барокко. В нем в конце XIX века находился ночлежный дом. Затейливые наличники окон изящных криволинейных очертаний напоминают подобные элементы в палатах Иосифа Золотого.
Конец XVIII века — сложный период в истории архитектуры Вологды, в котором переплетаются старые, отживающие барочные формы и сменяющие их новые формы классицизма. Именно эти черты ярко проявились в облике дома адмирала И. Барша (д. 101), возведенного в 1780-е годы.
Здание привлекает наше внимание своим изысканным и роскошным декором. Пилястры, членящие главный фасад, и карниз с поясом сухариков создают характерную для классицизма композицию. Однако нельзя того же сказать о декоре. Изящные завитки волют, необыкновенно пышные цисты в лепных гирляндах, спускающихся вдоль пилястр, мягкого, плавного рисунка орнамент полностью выдержаны в стиле барокко.