Праздничный русский костюм
Так принято, что на праздник нужно одеться «как следует». Это своеобразный «парад мод». И, даже на Пасху с древних времён люди, несмотря на сословие, надевали самую лучшую и яркую одежду. Проведём маленький экскурс в историю
Основу мужского праздничного наряда составляли рубаха и порты, причем, у знати это была нижняя одежда, у народа основная. Чем богаче муж, тем многослойнее был его костюм. Длина рубахи, материал, из которого она сшита, характер орнаментов определялись социальной принадлежностью и возрастом.
Рубаху носили навыпуск и обязательно с поясом (если человек не надел пояс, то говорили, что он распоясался). Полотна ткались узкие, и поэтому рубахи шились с цельнокроеными рукавами или прямоугольной проймой. Для удобства движений вставлялись ластовицы, для прочности ставились на подкладку из другой ткани-подоплеку (вот что значит «знать подоплеку дела»).
Праздничный костюм |
Праздничные рубахи знати шились из дорогих тонких полотен или шелков ярких цветов и украшались вышивками. Порты, суженные у щиколотки, шились из холстины, знатные мужи сверху надевали еще одни шелковые или суконные. Они стягивались на поясе шнурком чашником (отсюда и выражение «держать что-то в загашнике»). Порты заправлялись в сапоги из цветной кожи, часто расшитые узорами, или обертывались онучами, и на них надевались лапти, в ушки которых продергивались завязки оборы, ими и обвивались онучи.
Верхней одеждой были свита и кафтан. Вита надевалась через голову. Она была сшита из сукна, с узкими длинными рукавами, обязательно закрывала колени, и подпоясывалась широким поясом. Кафтаны были самого различного вида и назначения: повседневные, для верховой езды, праздничные сшитые из дорогих тканей, замысловато украшенные. Обязательной частью мужского костюма был головной убор кожаный ремешок.
Праздничный костюм |
Русская женская праздничная одежда, в отличие от мужской, была очень разнообразна, но при множестве вариантов сложились два основных типа костюма севернорусский (сарафанный комплекс) и южнорусский (поневный комплекс), при этом исторически более поздний сарафанный тип стал этническим символом традиционного русского праздничного костюма. Основу костюма составляла рубаха и сарафан.
В XIV - XVI веках сарафаны носило высшее сословие - цари, бояре, князья |
В XIV XVI веках сарафаны носило высшее сословие цари, бояре, князья, с XVII века он становится исключительно девичьей и женской одеждой и распространяется на все слои общества, а с конца XVIII становится уже частью преимущественно крестьянского костюма. Шили сарафаны из различных тканей: холста, шерсти, набойки, но праздничные непременно из штофного шелка, полупарчи и парчи.
Для косоклинных сарафанов характерен конусообразный силуэт, подчеркивающий стройность, дородность, величавость женщины. По линии вертикального разреза на сарафан нашивались бахрома, позумент, тесьма, дорогие пуговицы. В русских праздничных костюмах было много золотого шитья, жемчуга, перламутра, камней, серебряного кружева. Особенно важную роль играл красный цвет, он был связан с цветом зари, огня, всё это связывалось с жизнью, ростом, солнцем-миром.